Докладчик: М.А. Каневский - советник генерального директора Фонда Эффективной политики
Доклад в рамках городской научно – практической конференции « о проекте «Электронный округ» как инструменте эффективной реализации Городской целевой программы «Электронная Москва» на территории административного округа Москвы.
ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ: МОБИЛЬНЫЙ ДОЗОР.
Введение
Мир находится на пороге глобальных изменений: новое Информационное общество приходит на смену обществу Индустриальному в результате информационные технологии начинают играть ключевую роль во всех областях деятельности человека.
В Окинавской Хартии Глобального информационного Общества, подписанной главами «восьмерки» 22 июля 2000 г., государства провозглашают следующий принцип: «все люди повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества». В то время как в Европе и США переход к постиндустриальному обществу стал следствием преобразований в экономике, в России локомотивом информационного общества является общественная жизнь, наиболее ярко выраженная в политических процессах.
23 августа 1994 года Указом Президента Российской Федерации была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». ГАС «Выборы», использующаяся с 1995 года в ходе подготовки и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также при проведении референдумов регионального уровня, стала неотъемлемой частью избирательной системы России.
С 2002 года в стране реализуется ФЦП «Электронная Россия», важнейшая политическая задача которой состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Единственной средой для построения гражданского общества является информационная, основанная на использовании современных технологий. На уровне обывателя «Электронная Россия» – это компьютеры плюс интернетизация всей страны. Однако, уже сегодня существует иное, более доступное гражданам средство коммуникации, – мобильный телефон.
Вся власть мобильному народу!
Государство существует для граждан. Поэтому как только в стране появляются новые возможности для облечения жизни народа власть обязана незамедлительно начать их использовать.
Во многих странах власть прилагает значительные усилия к созданию широкого комплекса услуг объединенных моделью Электронного правительства на основе ИКТ, в основном с помощью интернет и web приложений. «Корпорация – монстр программного обеспечения» активно внедряет свои решения в архитектуру органов государственной власти по всему миру и Россия не исключение. Однако учитывая проблему низкой технической и технологической оснащенности многих стран их усилия достигают искомого результата очень медленно. Следовательно правительству РФ следует искать во – первых более народные, то есть массовые, а во – вторых национальные решения.
Появившиеся совсем недавно технологии передачи данных в сетях мобильной связи способствуют созданию новых перспективных моделей взаимодействия государства и граждан.
Идеология мобильного правительства состоит из трех типов услуг: информационных, коммуникационных и транзакций.
Эти модели мы будет именовать далее mGovernment или Мобильное правительство. При этом следует отметить, что реализация концепции Мобильного правительства нисколько не противоречит действующему законодательству, требуя внесения изменения и дополнений, ни тем более ФЦП «Электронная Россия». С другой стороны Мобильное правительство это не только разработка и оказание услуг со стороны государства на основе новых технологий, но и формирование новых возможностей интерактивных коммуникаций с обществом при подготовке и принятии политических решений. Примеры таких решений последуют далее.
M – Government в действии.
Примером государственных услуг, оказываемых с помощью технологий мобильной связи могли бы стать информационные службы, работающие для россиян за рубежом. Во время землетрясения в Пакистане правительство Италии с помощью операторов сотовой связи обратилось к своим гражданам с просьбой подтвердить через SMS что все живы и здоровы. Не секрет, что для могущественной империи российского МЧС создание аналогичных или более продвинутых информационных систем для граждан выезжающих за рубеж не является неразрешимой проблемой.
Таким образом мы подходим к понимаю ключевого отличия Мобильного правительства от всех остальных типов государственных оффлайн и онлайн услуг. Дело в том, что эти услуги оказываются государством гражданину в любое время и в любом месте. Более того, эти услуги всегда носят адресный характер и не требуют отсрочек в исполнении. Применяя технологи LBS государство может управлять и координировать гражданами находящимися на определенной территории. Скажем, пришел птичий грипп в регион, и все абоненты получили SMS предупреждающее о последствиях употребления определенных продуктов, но в КОНКРЕТНОМ РЕГИОНЕ. Пока вместо этого сообщения на центральных каналах происходит паника по всей стране, и отрасль, завоевавшая свое право на существование в нелегкой борьбе с мутагенными товарами из дальнего зарубежья оказывается под угрозой. Также существуют и другие дополнительные бонусы. Реализуя простые мобильные услуги правительство стимулирует граждан пользоваться более сложными, основанными на использовании интернет. Во – вторых, с точки зрения психологии мобильный телефон - инструмент работающий в режиме ожидания: абонент не включает его когда ему должны позвонить, аппарат работает постоянно. Наличие значительного количества услуг поставляемых Мобильным правительством формируют культуру ожидания нечто положительного, исходящего от государства, что согласитесь пока происходит с точностью до наоборот. Услуги, оказываемые таким способом населению, являются по определению простыми и интуитивно понятными, что в свою очередь формирует у государства необходимость работать в подобном ключе и во всех остальных случаях. После принятия «Закона о персональных данных» и создания национального регистра населения SIM - карта абонента легко превращается в персональный ID и таким образом соответствует условиям глобализации, от которой Россия наконец не пытается «спастись», а напротив, активно участвует.
Услужливое государство: первые шаги России vs зарубежный опыт
Классической ситуацией для использования информационных антикризисных услуг в Москве является произошедший «конец света». Многим из пострадавших, и в особенности пожилым, эта ситуация запомнилась не только распродажей испорченных товаров краткосрочного хранения, пробками на улицах и в метро. Любой кризис - удобрение для распространения самых мрачных фантазий обывателя. Внезапная остановка поезда, отключение света и молчание в эпоху терроризма вызывают сердечные приступы и панику с непредсказуемыми последствиями. В американском штате, которым с недавних пор руководит «терминатор» нашли простой способ взаимодействия с населением. В аварийных случаях отключения электроэнергии правительство рассылает жителям SMS.
«Мобильная ГО» для людей с ограниченными возможностями реализована в Амстердаме. При создании проекта правительство исходило из того, что слабослышащие не реагируют на пожарные сирены или предупреждения полиции из мегафонов. Вместо этого SMS приходящее в режиме виброзвонка дает находящимся в опасной зоне инструкции покинуть территорию или наоборот зайти в помещение. Аналогичная служба работает в Лондоне.
В Малайзии где постоянно происходят наводнения создана следующая система. Когда уровень воды достигает критической отметки граждане получают SMS уведомления об опасности. Реализация подобной услуги в России могла бы улучшить жизнь петербуржцев, проживающих вдоль набережных и не только их.
Зарубежным аналогам служб 01, 02, 03 тоже есть чем поделиться с российскими ведомствами. Не секрет, что «шутники» отнимают до трети рабочего времени у тех, кто должен принимать вызовы и следовательно, столько же звонящих с реальными проблемами не могут дозвониться в данный момент. В Нидерландах для мобильных шутников существует специальная служба, которая начинает «бомбить» SMSками телефоны тех, кто мешает спокойно работать. Пожарные службы США получают по дороге к объекту существенные сведения о возгорании, которые помогают сэкономить значительное количество времени при тушении. Это в первую очередь тип здания, согласитесь, что тушить дом с деревянными перекрытиями и кирпично – монолитный нужно по разному, наличие в здании токсичных либо взрывоопасных материалов, сведения об окружающем ландшафте: публичные заведения, из которых нужно эвакуировать людей и т.п. С введением мобильных услуг третьего поколения пожарные могут связаться с системой наружной или внутренней системой видеонаблюдения здания чтобы определить логику распространения огня и т.п.
M – government и борьба с преступностью
Что касается использования технологий мобильной связи в борьбе с преступностью, то здесь Россия тоже значительно отстает от прогрессивного человечества. Учитывая, что только в Москве в 2004 году в Москве было зафиксировано 23 584 преступления, направленных на овладение сотовыми телефонами, а попросту грабеж, следовало бы принять жесткие законодательные меры. Однако пока все попытки местных органов власти и даже государственной Думы препятствовать незаконному обороту краденых телефонов наталкиваются на логичный отказ во взаимодействии со стороны операторов сотовой связи, которым предлагают во – первых инвестировать в специальное оборудование для распознавания краденных моделей несколько сот миллионов долларов, а во – вторых передать МВД собственные базы данных. При этом собственные базы МВД, например по угнанным автомобилям или лицам находящимся в розыске, свободно продаются на Лубянке. Конечно, такие «решения» не находят отклик у сотовиков. В Амстердаме проблему кражи сотовых телефонов решили еще в 2003 году. В телефонный аппарат загружается специальное приложение, которое в случае несанкционированной замены владельца начинает «бомбить» телефон SMSками. Замена SIM карты похитителем телефона ничего не меняет. Простота в использовании и доступность делает данное техническое решение уникальным. По крайней мере ни новое межплатформенное программное обеспечение Face Sensing Engine (FSE), которое позволяет мобильным телефонам распознавать владельца по лицу, ни устройство определяющее изменения в походке владельца телефона и в случае несоответствия блокирующее его работу пока не дали подобных результатов. В ФРГ в случае пропажи детей полиция передает SMS с описание ребенка водителям автобусов и такси, что в свою очередь создает значительные препятствия для перемещения преступников.
M – government против терроризма
Пятого декабря 2005 года террорист – смертник, пытавшийся войти в торговый центр в Натании, был остановлен для дополнительной проверки израильскими полицейскими. Понимая, что разоблачения не избежать, палестинец привел в действие взрывное устройство. От взрыва погибли четверо, более пятидесяти пострадали. Ответственность за произошедшее взяли на себя несколько радикальных движений, среди которых "Исламский джихад" и «Бригада мучеников Аль – Аксы». Однако необходимо признать, что таким образом полицейские предотвратили более масштабную трагедию. Кстати личный досмотр – не единственное средство «профилактики» политического терроризма. Недавно в государстве Израиль, руководство которого не замечено в европейской толерантности к террористам, создана телефонная система раннего оповещения о запусках ракет «Касам» из сектора Газы. Любой палестинец может позвонить или отправить SMS – сообщение о готовящихся или осуществляемых терактах. В ноябре 2005 года вертолеты армии обороны (ЦАХАЛ) разбросали в секторе Газы листовки с предложением к местному арабскому населению: по возможности заблаговременно сообщать по определенному телефону информацию, касающуюся планируемых или осуществляемых ракетных обстрелов территории Израиля. Вряд ли можно надеяться, что граждане страны, в которой 60% населения - безработная молодежь, половина из которых имеет навыки уличных боев, вдруг почувствовали прилив добрососедских отношений. Зато можно утверждать, что последствия военной реакции тех, кто исповедует принцип «глаз за глаз», создают значительные «неудобства» землякам палестинских борцов за независимость. Поэтому в первые же дни после появления листовок начался шквал звонков и текстовых сообщений. Конечно не все сообщения палестинцев были предупреждениями о подготовке реальных терактов. Около пятисот из них содержали проклятия в адрес Израиля. Тем не менее приблизительно столько же SMS предоставили бесценную информацию. "Четверо людей готовятся запустить ракеты из северной части сектора Газы. Они находятся в черной "Субару"; "Существует намерение стрельнуть ракетами из села Дура, это напротив дома Абу-аль-Абеда"; "Террористы прибыли в университет "Аль-Кудс", что в городке Бейт-Лахия, у них желтая машина "Хонда"; "У меня есть данные о боевиках, которые собираются устроить теракт; за подробностями обращайтесь о мне" эти и другие сообщения помогли предотвратить теракты. Кстати в самой Палестине постепенно меняется отношение к террористам. Смертников начинают воспринимать как убийц, а не мучеников за веру. Сократилось количество и частота атак на некоторые регионы. Не секрет, что в России тоже есть территории, жители которых сначала получают «удовольствие» от терактов, а потом от «зачисток». Оценить потенциал применения в нашей стране современных технологий взаимодействия правоохранительных органов с населением пока сложно. Единственное в чем можно быть уверенным, что наладить такую систему легче, чем пускать ракеты на сигнал спутникового телефона.
Ударим смками по разгильдяйству чиновника
Коммуникационные услуги представляют государству бесценный опыт мгновенной обратной связи на планируемые или уже реализованные инициативы. Мобильная связь предоставляют гражданам возможность формировать сообщества путем прямого обмена информацией вне зависимости от места нахождения участников диалога или полилога. С точки зрения политпросвета, избиратели, обладающие схожими интересами, но имеющие разное отношение к предмету могут координироваться для участия в совместных мобильных акциях. Последствия формирования таких массовых сообществ пока не изучены, однако можно предположить, что в случае обсуждения национального вопроса, например отмена отсрочек от службы в армии, мобилизованная молодежь становится неконтролируемым со стороны государства лоббистом своих жизненных интересов. Миллионы студентов, не желающих тратить один год бесценной жизни на строительство дач для генералов или чистку гальюнов зубными щетками, будучи манипулированными, доставят колоссальное неудобство как правительству, так и правящей партии. Представьте, что будет если в интернет разместить номера мобильных телефонов чиновников министерств и ведомств, принимавших данное решение или поименный список номеров мобильных телефонов депутатов Государственной Думы, поддержавших инновации Министерства Обороны. Даже если предположить, что «пипл» как обычно «схавает» и не станет протестовать публично, ротация SMS среди студентов вызовет стойкое отвращение не только к данному решению власти, но и к любым ее последующим решениям. В этой связи возможность прямого участия граждан в утверждении касающихся их решений легко реализуется государством при наличии политической воли. Проведение референдумов а также иных типов народного волеизъявления с помощью технологий мобильной связи перед принятием решений касающихся значительной части населения - простое, экономичное и удобное средство получения обратной связи и агитационной кампании. Объяснения такого рода носят более целостный характер в отличие от двух жизнеутверждающих сюжетов на трех национальных каналах.
Государственные мужи всерьез взялись за SMS. В этом мы смогли наглядно убедиться когда Александр Вешняков комментировал результаты народного SMS – голосования, состоявшегося 29 февраля 2004 года за две недели до президентских выборов. Однако наиболее ярким примером мобилизации стали «Прямая линия с президентом РФ», проходившая 27 сентября 2005 года. Напомним, что в рамках проекта, предусматривающего общение граждан с президентом проводился прием вопросов Владимиру Путину с помощью SMS-сообщений. Затем его примеры последовали другие чиновники. В рамках реализации мероприятий по информационному обеспечению государственной молодежной политики стратегию образования и науки России вынесли на прямое обсуждение с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Пока документ находится в работе и готовится к подписанию правительством можно высказать мнение о нем с помощью SMS.
Сделка с чиновником
Что касается транзакций, то здесь у России по крайней мере на уровне деклараций есть прогресс. Согласно решению Правительства Москвы к 1 июня 2006 года столичные парковки должны перейти на безналичную систему оплаты. Предполагается, что в городе в котором без сотового телефона пока еще не ходят только в детский сад ,внедрят оплату стоянки при помощи SMS. Платежная платформа, которая объединит всех операторов сотовой связи уже создана. Если водитель решит оплатить парковку при помощи своего мобильного телефона, он должен будет отправить SMS-сообщение на сервисный номер с текстом: «park», номерной знак машины, время парковки и номер парковочной зоны. При наличии необходимой суммы на счете ему придет сообщение, что услуга оплачена. Однако не парковкой единой живо мобильное правительство. В Норвегии таким образом решается краеугольная проблема любого государства – уплата налогов его гражданами. Предварительно заполненная декларация о доходах присылается налогоплательщику. Если все ОК, он подтверждает правильность счета, выставленного ему государством смской. В Швеции безработные получают уведомления о новых вакансиях на свой мобильный телефон. В столице Филиппин, Маниле, можно отправить текстовое или мультимедиа сообщению в полицию. Причем эти данные приравниваются к свидетельству. Впрочем, как и в Италии. Впрочем транзакции могут относиться и к политике. На муниципальных выборах в Чехии, Великобритании и Швейцарии избиратели уже исполняли свой гражданский долг с помощь мобильного телефона.
Мальта дает добро
На Мальте Мобильное правительство является подразделение электронного, которое использует ИКТ для стимулирования деятельности в публичных организациях. Местные власти не считают ИКТ чем – то особенным. Выбор в пользу телефонов они объясняют просто – это самое распространенное средство коммуникаций. Все началось в 200 году, когда для местных властей стало очевидным, что с помощью мобильного телефона можно «разговаривать» с гражданами. Тогда и была создана программа аналогичная ФЦП «Электронная Россия» реализация которой предусматривала «мобилизацию правительства» в рамках уже оказываемых электронных услуг. Государство заключило договор с двумя крупнейшим операторами Vodafone и Go Mobile что их абонентам были доступны услуги мобильного правительства. Для «общения» мальтийцев с властью выделено по одному трехзначном номеру для каждого оператора. правительственных услуг каждого оператора существует свой трехзначный номер. Теперь с помощью SMS государство информирует граждан и призывает их также делиться информацией. Особое внимание правительства заслуживает внешний вид городов: власти призывают сообщать о вандализме, графитти, грязных улицах и дорогах, брошенных автомобилях, сломанных светофорах, нестриженых газонах, неубранных мусорных бачках и тому подобное. Если у владельце телефона есть встроенная камера он может отправить MMS с фотографией. Также с помощью SMS можно продлевать лицензии, узнавать оценки на экзаменах, получать сообщения по относящимся к абоненту судебным заседаниям а также средствам перечисляемым гражданам мальтийским аналогом российского министерства Социального развития и здравоохранения и т.п.
M – government и экология
Услуги Мобильного правительства можно применять в любых сферах деятельности, например в экологии. Информационные экологические услуги оказывает Финское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) запустившее систему мгновенного SMS-оповещения в случае возникновения зон экологического бедствия в районе Балтийского моря. Пользователи системы – более трех тысяч волонтеров Фонда. SMS-оповещения рассылаются при авариях морских танкеров, во время которых в море попадают нефть и нефтепродукты. Нам хорошо известно, что Россия богата своими природными ресурсами. Нам также хорошо известно, что их постоянно воруют браконьеры или уничтожают «туристы». Лесничий, на долю которого приходится несколько десятков а иногда и сотен квадратных километром национальных богатств физически не успевает отследить и вовремя добраться в необходимое место. ОН ПРОСТО НЕ ЗНАЕТ ЧТО И ГДЕ ПРОИСХОДИТ. Если выделить лесничему и милиции единый номер для приема и оперативного реагирования на сообщения от местных жителей или туристов борьба с браконьерами выйдет на новый уровень.
Транзакции способствуют восстановлению леса в Алтайском крае. «Посади дерево по SMS» – так называется первая акция благотворительной программы «Время добрых дел» российского отделения Всемирного фонда дикой природы. Отправляя SMS-сообщение на сервисный номер абонент фактически приобретает саженец, который затем высаживается на месте сгоревших боров.
M – Government во внутренней и международной политике.
Активное противостояние введению M – government в нашей стране является логическим продолжением круговой поруки коррумпированного чиновничества. Версии о «неблагонадежности» техники – миф, навеянный тем, кто на нем зарабатывает профессионально. Действительно, покупая смарт – карту в метро мы рискуем, что турникет «зажует» ее в любую минуту, однако, процент таких неполадок в миллионы раз ниже количества пользующихся такими картами. Транзакция с помощью SIM – карты мобильного телефона защищена гораздо лучше и дает сбои значительно реже.
Выводы и предложения по программе «Электронный округ».
В эпоху борьбу с терроризмом и глобальных экологических катастроф государство, оказывающее услуги в формате мобильного правительства, получает уникальный шанс завоевать доверие граждан. Причем что характерно именно для России, той категории, которая в соответствии со status quo хронически «не переваривает» чиновников.
«Электронный округ» - как система оказания муниципалитетом услуг для граждан, должна использовать преимущества сотовой связи по отношению к интернет, для реализации мгновенного ( instant) коммуникативного пространства:
мобильный телефон всегда под рукой;
мобильный телефон – личный предмет;
мобильный телефон по зоне распространения давно и навсегда обогнал
интернет.
MGov в муниципалитетах – комплекс информационно – коммуникационных услуг на безе которого возможно:
А) контролировать работу ДЭЗов (РЭУ, Жеков);
Б) утверждать с помощью голосования решения муниципалитета, затрагивающие
жизнь граждан, проживающих или работающих на данной территории;
В) бороться с преступностью, в том числе с коррупцией;
Г) держать родителей в курсе об успеваемости/неуспеваемости чад;
Д) помогать слабослышащих и слабовидящим;
Е) вести психологическую помощь для подростков и многое другое.
Массовое внедрение mGov услуг муниципалитетами может стать прозрачным и понятным know–how как для россиян, так и для всего мирового сообщества. В этом случае Россия имеет шанс вырваться в абсолютные лидеры на рынке цифрой власти среди стран Европы и мира.