Контактная информация:По всем вопросам, связанным с организацией и программой проведения Конференции, а также для регистрации в качестве участника, обращайтесь по т. +7 (495) 411-7254
или e-mail: info@ritir.ru .
|
 |
|
 |
|
С.В.Орлов, Депутат Московской городской думы, кандидат экономических наук Результаты мониторинга движения Москвы к информационному обществу
и задачи формирования «электронного округа»
В 2004-2005 гг. были проведены два годовых цикла исследований в рамках мониторинга движения Москвы к информационному обществу (мероприятие ГЦП «Электронная Москва»). Полученные результаты позволяют идентифицировать ряд проблем электронного развития города и сформулировать ряд актуальных задач строительства «электронного округа». Можно, в частности, выделить следующие проблемы, актуальные для темы конференции:
- Развитие услуг электронного правительства, оказываемых органами власти разного уровня и городскими организациями Москвы, все еще находится на начальном этапе, что определяется в первую очередь недостаточной глубиной реализуемых услуг (для большинства услуг обеспечено только так называемое "информационное присутствие", то есть сведения о наличии услуги, но не оказание услуги как таковой; для части услуг дополнительно есть возможность скачать электронный бланк документа), а также зачастую затруднениями, с которыми сталкиваются пользователи при поиске и получении услуги даже при ее наличии.
- При заметном росте, уровень информационной грамотности взрослого населения Москвы остается низким и в 2005 году в два раза уступал уровню информационной грамотности населения США. Как показали опросы, совершенно недостаточно развита в Москве система обучения взрослого населения использованию компьютера и интернета, а также система специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности – доля населения и профессиональных групп, получивших такую подготовку значительно ниже, чем в странах Европейского Союза.
- В Москве остается высоким информационное неравенство. Менее обеспеченные и более пожилые люди, а также лица с ограниченными возможностями, которые являются основными потребителями услуг органов власти и нуждаются в частом взаимодействии с ними, составляют незначительную часть аудитории интернета и пользователей других ИКТ. Т.о. потенциальные потребители услуг органов власти и городских организаций, предоставляемых в электронной форме, в большинстве своем не владеют навыками использования современных информационных технологий и не имеют к ним доступа.
- В этом ряду важно отметить еще одну проблему. Как показали результаты мониторинга, действующие сегодня в Москве центры общественного доступа (ЦОД) к ИКТ (интернет-кафе и ЦОД, созданные в общественном секторе) пока не решают задачу компенсации вредных последствий информационного неравенства и вовлечения в пользование ИКТ все более широких слоев населения Москвы. В настоящее время пользователями ЦОД главным образом являются молодые люди, имеющие дома компьютер (часто и интернет) и использующие ЦОД как игровую площадку и клуб по интересам.
Эти и другие результаты позволяют сформулировать несколько актуальных вопросов «повестки дня» электронного развития города и округа:
- Архитектура «Электронной Москвы», приоритеты, связи и последовательность мероприятий на уровне «электронного округа» должны быть выстроены в рамках сервис-ориетированной модели, в которой повышение качества государственных услуг (и шире – услуг в общественном секторе) для населения и бизнеса на основе использования ИКТ должно выступать в качестве основной цели электронного строительства. Дальнейшая консервация положение дел, когда население, бизнес и институты гражданского общества не видят ощутимых и понятных результатов вложений в электронное развитие города представляется недопустимой и может привести к дискредитации работ, проводимых в рамках ГЦП «Электронная Москва».
- При этом важно системно подходить к решению этой задачи, в частности, представляется целесообразным создать в рамках системы городских порталов «одно окно» для всего спектра общественных услуг (услуг органов власти разного уровня, городских организаций, учреждений здравоохранения, образования и культуры) с удобным интерфейсом. Т.о. необходимо реализовать тот принцип электронного правительства, по которому человек должен иметь одну точку входа в ЭП, через нее единообразно находить конкретную услугу и получать саму услугу вне зависимости от того, кто и где ее сегодня осуществляет. Без системной целенаправленной работы, предполагающей перестройку административных процессов; автоматизацию внутренних деловых процессов, обеспечивающих качество предоставляемых во вне услуг; согласование и координацию различных мероприятий ГЦП «Электронная Москва» и проектов информатизации органов власти разного уровня и т.п., добиться поставленной цели не удастся. Более того, есть риск получить эффект, который характерен для начального периода работы органов власти и городских организаций в режиме «одного окна», когда большинство пользователей услуг не видят изменений или отмечают ухудшение процесса взаимодействия с органами власти (по данным мониторинга 2005 года среди руководителей предприятий таких в полтора раза больше, чем считающих, что получать документы стало легче, а среди населения, воспользовавшегося режимом «одного окна», 30,5% считают, что ничего не изменилось, а 25%, - что получать документы стало труднее и только 44,5% - что это стало легче).
- Представляется необходимым реализовать комплекс мер, нацеленных на вовлечение в группу пользователей услуг Электронной Москвы социально незащищенных слоев населения, в наибольшей степени нуждающихся во взаимодействии с органами власти. Для этого необходимо осуществлять мероприятия по разворачиванию сети ЦОД в тесной координации с мероприятиями по созданию системы обучения взрослого населения Москвы базовым навыкам использования ИКТ и мероприятиями по созданию сети городских порталов, информационных ресурсов и услуг. Такая координация очень важна, учитывая, что пока основную аудиторию ЦОД составляют молодые люди, использующие точки общественного доступа к ИКТ главным образом в развлекательных целях и формирующейся сети центров придется решать задачу привлечения новой аудитории – лиц более старших возрастных групп, других социально незащищенных слоев населения; аудитории, для которой (а) взаимодействие с органами власти и городскими организациями является жизненно важно и (б) навыки использования ИКТ отсутствуют или недостаточны. Эта сложная задача, требующая перестройки работы существующей сети ЦОД в направлении пожеланий этой новой аудитории, выявленных в ходе мониторинга (шаговая доступность ЦОД, наличие базовых бесплатных услуг, наличие обучения и консультаций по использованию ИКТ).
|
|
 |
|
 |
|
|