Тезисы доклада к Зеленоградской конференции
Эффективность и гибкость организации - решения Microsoft в области электронного правительства
Органы власти, осуществляя свою деятельность, должны решить дилемму, как одновременно снизить затраты и повысить качество услуг. Стремясь получить больший результат с меньшими затратами, многие государственные структуры изыскивают способы повышения эффективности своей работы путем оптимизации организации труда, повышения квалификации персонала и использования надежных технологий.
Муниципальные и региональные органы власти должны уметь быстро и эффективно налаживать свою работу применительно к новым задачам, юридическим обязанностям и изменяющимся приоритетам. Для этого требуются более совершенные и гибкие подходы. В основу новой системы должна быть заложена не столько долговечность, сколько способность к изменению, а ключевым требованием, предъявляемым к такой системе, является не только соответствие потребностям сегодняшнего дня, но и гибкость, достаточная для обеспечения роста и адаптации к новым условиям.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью деятельности органов власти. В то же время большая часть средств, выделяемых на информационные и коммуникационные технологии, уходит на администрирование и поддержку малофункциональных, устаревших и громоздких инфраструктур. На этом фоне многие организации намереваются снижать операционные издержки и время простоя компьютеров, оптимизировать использование технологий, работу
ИТ-персонала и реализовывать стратегии, затрагивающие деятельность всего органа. Раньше каждая новая ИТ-система приобреталась для конкретной цели. Ее замена часто оказывалась дорогостоящей, но и при этом новая система нередко не удовлетворяла требованиям и возлагавшимся на нее ожиданиям.
Современные решения и стандарты в сфере информационно-коммуникационных технологий легко адаптируются к новым потребностям.
Задача органа государственной власти – выбрать из различных моделей и стандартов нужную архитектуру, которая обеспечит настоящую организационную гибкость, понятную структуру совокупной стоимости владения и привлекательную окупаемость инвестиций.
Корпорация Microsoft и ее партнеры по оказанию услуг помогают организациям разработать и реализовать планы действий и осуществить развертывание
ИТ-систем благодаря более эффективному использованию средств. Новые интернет-технологии и открытые технические стандарты решающим образом изменяют структуру управления информацией в органах власти, а переход на распределенные архитектуры означает возможность использования технологий для объединения и интеграции различных ранее установленных систем. Многие государственные структуры для достижения связности выполняемых ими операций используют такие открытые стандарты, как язык XML. Таким образом, основное внимание перемещается с управления и поддержки существующей инфраструктуры на разработку и запуск новых проектов, которые направлены на благо самого учреждения и граждан, которым оно служит.
Корпорация Microsoft в сотрудничестве с другими представителями
ИТ-индустрии помогала формулировать и определять основные характеристики XML и веб-сервисов XML (небольшие интернет-приложения, способные осуществлять обмен информацией независимо от языка программирования, местонахождения и типа устройства). Веб-сервисы составляют основу системы Microsoft Windows Server System и модели программирования .NET, которая используется многими государственными учреждениями для соединения систем, построенных на различных платформах. Благодаря применению этих современных технологий органы власти могут обмениваться данными и вести совместную работу – либо внутри самих организаций, либо друг с другом
(в рамках местных, региональных и общегосударственных систем), либо с партнерами в частном и некоммерческом секторах.
Интеграция территориально разделенных подразделений власти с помощью веб-сервисов также приносит значительные технологические преимущества. Интегрированные системы позволяют использовать данные, собранные однажды, неограниченное количество раз. Другими словами, гражданам не придется несколько раз предоставлять одни и те же сведения. Это, например, касается определения прав каждого конкретного человека на получение различных пособий и льгот. Благодаря устранению необходимости повторного ввода данных происходит экономия средств, а также снижается объем необходимых согласований и проверок ресурсов.
Технология, способная поддерживать более высокую организационную гибкость, уже существует, хотя многие вопросы еще предстоит решить. Каждое государственное учреждение и каждая компания имеет свою историю, юридический статус, традиции, политику, необходимый набор навыков, технологию ведения дел, миссию, подходы и стратегию. Именно учет этих сторон вопроса, а равно и установка более гибких технологических конструкций, позволит преобразовать муниципальные и региональные органы власти и извлечь максимальную выгоду из таких изменений.
Повышение эффективности затрат на информационно-коммуникационные технологии является основным принципом, которым руководствуется корпорация Microsoft при разработке всех продуктов – от Office System 2003 до Windows Server 2003. Эти технологии укрепляют приверженность Microsoft снижению сложности ИКТ и затрат на них. В результате получается всеобъемлющая, интегрированная и полностью совместимая инфраструктура серверов и настольных систем, которая позволяет организациям строить, развертывать, подключать гибкие бизнес-решения и управлять ими.
Сервер Windows Server 2003, например, способен обеспечивать высокие уровни надежности, масштабируемости и управляемости. Он предоставляет организациям возможность на порядок снизить издержки и сократить время окупаемости инвестиций. Практические результаты показывают, что развертывание сервера Windows Server 2003 позволило потребителям увеличить на 30% эффективность затрат на серверную инфраструктуру по сравнению с Windows NT 4.0.
ИКТ-инфраструктура, основанная на открытых стандартах и интегрированных продуктах, позволяет повысить надежность работы инструментов и технологий, обеспечивающих проведение операций муниципальных и региональных органов власти, а не просто становится еще одним автономным источником дополнительных затрат. Интеграция ИКТ-систем, начиная от настольного компьютера и мобильного устройства и заканчивая серверами, а также между различными уровнями управления способствует кардинальному сокращению числа необходимых операций. Сбор и обработка информации, таким образом, может происходить в электронном виде и более рационально, чего не могли обеспечить системы прошлого, основанные на бумажном документообороте и требовавшие значительно бóльших трудозатрат.

Рис. 2. Рациональное использование интегрированной технологии
на основе открытых стандартов
Партнеры корпорации Microsoft имеют собственные экспертные подходы к задачам, связанным с совершенствованием процессов, а также с техническими моделями, помогающими их поддерживать.
Муниципальные и региональные органы власти, о которых рассказано ниже, уже начали решать задачу повышения организационной эффективности и гибкости:
• Департамент информационных технологий, город Гамбург (Германия)
Центр обработки данных на базе Microsoft Windows 2000 обеспечивает центральное управление и повышение эффективности затрат
ИТ-департамента города Гамбург
Landesamt fur Informationstechnik (Департамент информационных технологий) – основной поставщик услуг информационных технологий в свободном ганзейском городе Гамбург – расширил портфель предоставляемых услуг.
С 1 мая 2001 года начал действовать новый высокодоступный сервис-центр Microsoft Windows 2000 для ИКТ-департаментов городских органов власти. Большое число распределенных приложений и серверов баз данных, к которым имеет доступ несколько организаций, управляются теперь из единого сервис-центра, что обеспечивает дополнительную эффективность затрат. Система планирования ресурсов предприятия, основанная на SAP R/3, также работает на новой платформе. 4,5 тыс. пользователей, работающих в государственных организациях Гамбурга, имеют доступ к системе по внутренней сети города в целях составления финансовых смет и осуществления контроля.
Полное описание примера:
http://www.microsoft.com/resources/casestudies/CaseStudy.asp?CaseStudyID=13409
• Свободный ганзейский город Гамбург (Германия)
Развертывание сквозных решений для электронного правительства на центральной системе
FHHinfoNET – стандартизованная технологическая платформа для всех государственных служб и учреждений города и земли Гамбург. С ее помощью организации могут создавать «все новые программные решения для реализации задач электронного правительства». Кроме того, эта платформа является инструментом, который используют 30 тыс. служащих, обеспечивающих функционирование служб G2C (government-to-customers – государство-граждане), G2B (government-to-business – государство-бизнес) и G2G (government-to-government – государство-государство). FHHinfoNET имеет многочисленные преимущества, к числу которых относятся следующие:
§ интегрированное решение для 7,5 тыс. сотрудников 70 электронных полицейских участков;
§ внутренняя система заказов для сотрудников, занимающихся государственными закупками товаров и услуг;
§ система документооборота: электронные архивы вместо бумажного учета;
§ систематизация и контроль архивов: электронное обеспечение Сената;
§ система принятия решений без бумаги.
Полное описание примера:
http://www.microsoft.com/resources/casestudies/CaseStudy.asp?CaseStudyID=13265 (на англ. языке);
http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/issue12/09.asp
(на русск. языке)
• Орган местного самоуправления округа Перт и Кинросс (Великобритания)
Эффективное управление архивом помогает муниципалитету округа Перт
и Кинросс являться инициатором предоставления услуг
Подразделение информационных систем и технологий муниципалитета округа Перт и Кинросс увеличило производительность как персонала в целом, так и ИТ-специалистов, заменив устаревшую клиент-серверную систему на основе Novell на новые серверы под управлением Microsoft Windows Server 2003. Развертывание нового файлового сервера и использование системы интеллектуального хранения файлов Intelligent File Storage сервера Windows Server 2003 позволило упростить управление сервером, снизить операционные издержки на информационно-коммуникационные технологии и помочь как конечным пользователям, так и ИТ-персоналу повысить свою производительность.
• Муниципалитет города Вентспилс (Латвия)
Новая ИКТ-инфраструктура и муниципальный портал обеспечили комплексность и доступность государственных услуг
Проект «Электронный Вентспилс» (eVentspils) был задуман для повышения качества государственных услуг посредством разработки нового муниципального веб-портала, распространения по всему городу
ИКТ-инфраструктуры и системы электронного документооборота. Более того, использование Microsoft .NET Framework и серверной системы Microsoft Windows Server System позволило повысить доступность и объединение муниципальных служб, а также повысить прозрачность местной власти и скорость ее реагирования на запросы граждан.
Полное описание примера:
http://www.microsoft.com/resources/casestudies/CaseStudy.asp?CaseStudyID=14714
• Округ Левишам, город Лондон (Великобритания)
В округе Левишам модернизирована налоговая инспекция, издержки одного посещения снижены на 30%
В соответствии с целью правительства Великобритании по предоставлению электронных услуг лондонский округ Левишам реализовал решение, которое позволило налоговым инспекторам собирать информацию с меньшими затратами. Использование форм Microsoft Office InfoPath 2003 сделало возможным доступ к данным как с мобильных устройств Microsoft Windows Tablet PC Edition, так и с офисных систем муниципалитета. Производительность работы инспекторов повысилась, и теперь они могут тратить на посещение налогоплательщиков не 50%, а 80% рабочего времени. Автоматизированная передача данных обеспечивает точность информации и снижает затраты на каждое посещение на 30%. Обработка заявлений занимает 1 час, а не 48 часов, как раньше, и позволяет муниципалитету заниматься совершенствованием предоставляемых услуг.
Полное описание примера:
http://www.microsoft.com/resources/casestudies/CaseStudy.asp?CaseStudyID=14618
• Королевский округ Кенсингтон и Челси, город Лондон (Великобритания)
Местные власти снижают затраты и повышают качество услуг с помощью решений Microsoft
В королевском округе Кенсингтон и Челси в сотрудничестве с фирмой Metaconnections установлена новая система интеграции данных о пользователях на базе решения Microsoft. Теперь информация о сотрудниках местных органов власти доступна в едином формате и из единого источника, что дает возможность быстро вносить поправки в любой из 11 отдельных каталогов и баз данных. Уменьшение времени разработки новых проектов в области интеграции, а также автоматизация ведения записей позволяют округу экономить значительные средства.
Полное описание примера:
http://www.microsoft.com/resources/casestudies/CaseStudy.asp?CaseStudyID=14245
• Королевский округ Кенсингтон и Челси, город Лондон (Великобритания)
В королевском округе на основе портала создана внутренняя информационная сеть с доступом к сведениям о человеческих ресурсах
Преимущества общего доступа к данным и возможности совместной работы в государственном секторе очевидны. Преподаватели могут устанавливать и поддерживать связь с социальными работниками. Профессионалам в области работы с кадрами стало легче ориентироваться в требованиях к обучению персонала. А сотрудники органов местного самоуправления получили доступ к ресурсам, связанным с занятостью граждан, что значительно повышает производительность их труда. Для достижения этих целей в королевском округе Кенсингтон и Челси было реализовано решение в области управления данными на основе сервера Microsoft SharePoint Portal Server. Успех проекта обеспечили знания и опыт партнера Microsoft – компании Silversands.
Полное описание примера:
http://www.microsoft.com/resources/casestudies/CaseStudy.asp?CaseStudyID=13554