О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗЕЛЕНОГРАД»
Всякое новое дело — а проект «Электронный округ» есть новейший проект, отвечающий мировым тенденциям, — всегда начинается непросто. Многие проблемы приходится решать методом проб и ошибок, многие замыслы реализуются совсем не в том виде, как предполагалось изначально. И здесь, на начальных этапах реального воплощения идеи, очень важны использование коллективного опыта, обмен мнениями, может быть, даже споры о путях дальнейшего развития проекта.
Для Зеленограда реализация проекта началась еще в 2000 году. За прошедший период была создана необходимая организационная структура электронного округа, инфраструктура, реализован ряд прорывных проектов. Многие из этих проектов тиражируются для всей территории Москвы и могут быть учтены в общей концепции проекта «Электронный округ».
Как сегодня устроен «электронный округ» в Зеленограде?
Есть управленческая структура. В префектуре выделен отдел службы «одного окна» и информатизации, который организационно объединяет сектор информационных технологий и службу «одного окна». На уровне округа продублирована структура управления ГЦП «Электронная Москва». А именно назначен главный конструктор ГЦП «ЭМ» по проекту «Электронный Зеленоград», создан окружной координационный совет, совет конструкторов по проекту «Электронный Зеленоград». С февраля 2006 года действует группа реализации проекта «Электронный Зеленоград».
В Зеленограде работа по информатизации осуществляется на основе концепции управления территорией, повышения качества жизни населения, улучшения деловой среды с использованием информационно-коммуникационных технологий на транспорте, в жилищном хозяйстве, здравоохранении, охране правопорядка и других сферах городского хозяйства. Утверждены основные требования к информационным системам, а именно все проекты создания информационных систем и ресурсов в округе должны предусматривать возможности межведомственного электронного взаимодействия, интеграции с порталом округа или иными Интернет-сайтами и поддаваться количественной оценке ожидаемых эффектов для управления округом и населения. Такое условие введено для нацеливания информационных систем на обслуживание процессов управления территорией, повышение качества проживания и было поддержано Мэром Москвы на заседании Правительства 2 августа 2005 года, посвященном реализации ГЦП «Электронная Москва».
С чего начинали?
В сфере транспортного обслуживания, Зеленоград еще в 2001 году стал первопроходцем внедрения турникетов в автобусах. Как результат, Зеленоградский автопарк увидел реальную картину пассажиропотока. Система позволила увеличить собираемость оплаты за проезд в 2,5 раза, обоснованно скорректировать маршруты, в том числе ввести новые, регулировать количество автобусов на маршрутах по сезонам, дням недели, времени суток, значительно повысить качество пассажирских перевозок. Для увеличения скорости посадки используется бесконтактная «социальная карта москвича», которой в настоящий момент владеют около 60 тысяч (94%) зеленоградских пенсионеров. Успешно апробированная в округе технология распространяется по программе Правительства на маршруты других районов Москвы.
Следующая задача – как оперативно регулировать количество автобусов и их движение на линии, если они сбиваются с расписания, сходят с линии, приходят на остановку живым поездом? Теперь тягостное ожидание момента прибытия автобуса сокращается. В 2005 году данные о пассажиропотоках Зеленограда были дополнены информацией о движении автобусов после внедрения навигационной системы. С ее помощью можно контролировать в режиме текущего времени местонахождение и скорость движения автобуса, соблюдение расписания, оперативно регулировать интенсивность движения автобусов, температуру в салоне машины и другие технические и эксплуатационные параметры. Система отслеживает местоположение автобуса в любой точке не только Зеленограда, но и всего Московского региона. После начала такого спутникового наблюдения за автобусами, значительно возросла дисциплина водителей по соблюдению расписания. И если раньше водитель взывал к помощи коллег, проезжающих мимо, то сейчас спутниковая связь позволяет диспетчеру за считанные секунды узнать о поломке, определить местонахождение машины и послать аварийную бригаду. В морозный период 2006 года, система помогла автокомбинату сохранить высокое качество обслуживания пассажиров. Также через сайт округа пассажир, не выходя из дома, узнает, когда подойдут к выбранной остановке все автобусы, находящиеся в рейсе. В настоящее время идет работа по установке первого табло на Крюковской площади. Такое табло покажет, сколько минут осталось до прихода нужного маршрута. Готовится к он-лайн публикации отчет с демонстрацией пробок на дорогах округа и Ленинградском шоссе. Все эти электронные новинки также помогут зеленоградцам, не выходя из дома или офиса, спланировать оптимальный маршрут проезда на личном и общественном транспорте.
В сфере потребительского рынка, Зеленоград, как и Москва, не испытывает недостатка в супермаркетах, бутиках модной одежды, фитнесс-центрах. Тем не менее, комфортность проживания снижается, если на покупку хлеба, молока, хозтоваров приходится тратить более 2-х часов. Это проблема вытеснения сетевыми гигантами булочных и других мелких магазинов. Чтобы огородить от этой проблемы зеленоградцев, с марта 2002 года округ «оснащается» сетью инновационных магазинов шаговой доступности «Утконос». В торговом зале такого магазина весьма скромный ассортимент повседневных товаров. Но через заказ на тач-скрин терминалах в торговом зале, по Интернет или телефону, доступен ассортимент товаров в 17 тысяч наименований. На следующее утро или вечером после работы покупатель забирает заказ в любом удобном магазине сети, в т.ч. и в другом округе Москвы. С помощью интеллектуальной системы логистики этот ультрасовременный «стол заказов» работает фактически без склада. Поэтому он легко размещается на площади до 200 кв.м и может минимизировать свои издержки. «Белые пятна комфорта» в потребительской сфере определяются с помощью анализа доступности торговых точек в выбранных радиусах на электронной карте. Однако на каком радиусе – 500, 200 или 100 м надо остановиться? Оказывается, здесь нет предела, ведь отработанная технология позволяет воспользоваться шаговой доступностью через тач-скрины хоть в каждом подъезде. При этом ассортимент не имеет верхних ограничений и уже в ближайшее время его планируется увеличить до 100 тыс. позиций, включая лекарства, офисную мебель. Программа развития сети магазинов «у дома» была одобрена на заседании Правительства Москвы и сегодня распространяется на другие округа Москвы.
Внедрение новых технологий является чрезвычайно актуальной и перспективной задачей для повышения общего уровня управленческого учета в здравоохранении, в т.ч. информационной поддержки врачей, оперативного контроля заболеваемости, эпидемиологической ситуации и качества обслуживания населения в этой специализированной сфере. В 2005 году в Зеленограде начата реализация проекта «Электронная поликлиника». Проект заключается в строительстве локально-вычислительной сети и оборудовании рабочих мест врачей-терапевтов, сотрудников лабораторий, регистратуры, главного врача для сопровождения лечебный действий, автоматизированной подготовки статистической отчетности, ведения больничных листов, электронной истории болезни, решения административных вопросов, диспетчирования и оперативного геоинформационного отображения данных по заболеваемости.
В конце 2005 года при поддержке АФК «Системы» в Зеленограде дан старт проекту «Электронная школа». В трех школах установлены сенсорные доски с широкими мультимедийными возможностями. Считаю этот проект чрезвычайно важным для приобщения детей к новым технологиям.
В течение длительной работы на базе московской волоконно-оптической сети в округе сформирована современная
информационно-телекоммуникационная инфраструктура, охватывающая все жилые здания, предприятия и учреждения округа, создана и успешно развивается крупнейшая в г.Москве городская информационная сеть, предоставляющая жителям округа возможность неограниченного доступа к порталу префектуры
www.zelao.ru, сайтам управ районов, окружным информационным ресурсам.
На основе этой транспортной среды в Зеленограде продолжает развиваться Автоматизированная Система Диспетчерского Контроля и Управления, охватывающая жилые здания, объекты социального назначения, которые оборудуются домовыми приборами учета тепла, расходомерами холодной и горячей воды, датчиками температуры, давления, подвальные помещения оснащены охранной, пожарной сигнализацией, датчиками затопления, имеется подключение к системе мониторинга лифтового оборудования.
В округе активно развивается широкополосное телевидение. Еще в 2004 году было подключено 1505 абонементов, с предоставлением возможность получения от 18 до 50 ТВ-каналов, доступа в Интернет по выделенному каналу с широкой пропускной способностью (2 Мбит в секунду). В настоящее время закончена работа по обследованию, проектированию строительства цифрового телевидения на всей территории округа.
В соответствии с московской программой обеспечения безопасности москвичей с 2002 года произведен монтаж системы видеонаблюдения за 825 подъездами жилых домов округа, что составляет 43% от общего количества подъездов. Создан Центр безопасности, на который выводится информация с 9 видеокамер контроля за внутридворовыми территориями, 232 видеокамеры контроля за подъездами жилых домов, смонтированы и подготовлены к пуску 23 системы экстренной связи жителей с территориальными ОВД.
Для задач управления комфортностью информационные системы позволяют собрать всю информацию, что есть в округе, для принятия решений и контроля их исполнения. Важнейшим инструментом обработки информации является геоинформационная система. Наглядно представленная и проанализированная на электронной карте информация позволяет принять правильное решение. Например, через ГИС удобно анализировать, где и сколько зеленоградцев заболело или получили травмы, где случились пожары, аварии на теплотрассах или в подвалах, произошли правонарушения, какая температура в жилых домах, автобусах, какой пассажиропоток на различных маршрутах по дням недели, времени суток, сезону.
В настоящее время ГИС также отслеживает основные показатели эффективности бизнеса. Маркетинг территории создает условия для принятия субъектами предпринимательства обоснованного решения при размещении кафе, спортклуба или химчистки. ГИС может аккумулировать любую важную для инвестиционных решений информацию – выход на IPO, количество патентов, объем экспорта, инновационная активность. Также это ощутимая поддержка стратегических проектов развития. Скажем, при создании технико-внедренческой зоны «Зеленоград» администрация зоны получает уже апробированный инструмент для анализа точек роста, развития социальной инфраструктуры комфортного проживания инноваторов.
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 года президент среди приоритетов социально-экономического развития выделил задачу придания экономики инновационного качества. С одном стороны, проект электронный округ сам по себе является инновационным. С другой стороны, это государственный заказ и стимулирование инновационной активности наших предприятий, новейшие разработки которых могут также применяться в таком проекте. И еще один аспект, связан с тем, что предприятия получают возможность использовать электронные ресурсы, и сети для предоставления своих проектов, поиска инвестиций, связи с населением.
Информатизация становится таким же инвестиционным проектом, как, например, строительство коммерческого жилья с 30% долей города. Инвестиционная составляющая – это виртуальная витрина зеленоградских магазинов, парикмахерских салонов, кафе, ресторанов с информацией об ассортименте, режиме работы, системой электронных книг отзывов. С другой стороны, эти ресурсы нужны для активизации привлечения инвестиций. Для чего на карте формируется слой данных по инвестиционным проектам. Слой будут сопровождать отчеты по маркетингу территории с привязкой к профилю инвестиционного объекта недвижимости.
Характерно, что электронные технологии крепко вошли в практику повседневных процессов префектуры. Уже давно не в новинку «безбумажный» электронный документооборот, использование мультимедиасистем на заседаниях коллегий, и даже ремонт мебели и вычислительной техники осуществляется только по электронным заявкам.
Увлеченность зеленоградцев Интернет-технологиями активно используется для информирования. Более 500 зеленоградцев ежедневно общаются с экраном, чтобы узнать телефон, часы приема, задать вопрос префекту, запросить копию распоряжения, архивную справку. За виртуальным фасадом официального портала «скрывается» целый ряд мощных баз данных. Благодаря этому префектура становится прозрачной. Весь след прохождения обращения в иерархии исполнительной власти округа просматривается через сайт. Люди перестали думать, что про их обращение забыли. Спокойствию заявителя служит интерактивный сервис - изменения статуса, срок ответа, сам ответ направляются на адрес электронной почты пользователя. Также автоматизировано публикуются распоряжения префекта.
Компьютерное «одно окно» Зеленограда уже сегодня объединило в он-лайн местные СМИ – радио, газеты, телевидение. В плане - внедрение интерактивного телевидения, с помощью которого любой желающий сможет через Интернет не только прослушать, но и прислать свой вопрос или принять участие в опросе прямо во время эфира передачи.
Следующий вопрос, как придать юридическую силу Интернет-услугам? Ведь это один из краеугольных камней сервисного правительства с приставкой "э-". Как направить легитимный электронный запрос, полностью эквивалентный письменному? Как получить легитимный ответ, заверенный электронными подписями ответственных служащих? Одно из условий уже обеспечено - на сегодня около 120 чиновников Зеленограда являются обладателями уникального электронного ключа. Вскоре граждане и бизнес получат возможность удостоверять документы собственной цифровой подписью. Тогда приватизацию, землеотводы, справки можно будет оформлять, не выходя из дома и кабинета. В этом году такие услуги принимают весьма конкретные очертания в связи с появлением филиала удостоверяющего центра в округе. Работа такого филиала позволит обеспечить выдачу сертификатов электронно-цифровой подписи населению и юридическим лицам, и дальнейшее развитие электронного документооборота и электронных сервисов через Интернет-портал.
По программе Правительства Москвы с 2004 года в округе начал внедряться технология работы с заявителями по принципу «одного окна».
С самого начала реализации режима «одного окна» в префектуре Зеленограда была поставлена задача использования современных технологий для обеспечения взаимодействий службы со структурными подразделениями префектуры, управ районов, окружными организациями и службами с максимально возможной в существующем правовом поле автоматизацией процессов. Заявитель не должен являться курьером между ведомствами.
Обработка обращений заявителей ведется с применением специального программного продукта, что значительно упрощает процесс контроля за ходом и сроками исполнения документов, позволяет ускорить обмен информацией со структурными подразделениями префектуры и службами «одного окна» управ районов, автоматизировать подготовку сводной отчетности о работе служб «одного окна», передавать информацию в городскую систему мониторинга и координации служб «одного окна».
В холле префектуры установлен информационный терминал, позволяющий без обращения к специалистам службы в полном объеме получить информацию о работе служб «одного окна», перечне выдаваемых документов и необходимых согласований, распечатать образцы заявлений. Аналогичный терминал тач-скрин установлен при поддержке Департамента территориальных органов исполнительной власти в управе Панфиловского района.
Для обеспечения режима «одного окна» утверждены Регламенты взаимодействия служб «одного окна» префектуры и управ районов с организациями, имеющими наиболее интенсивный документооборот в процессах подготовки конечного документа для заявителя. Утвержден также Порядок организации электронного взаимодействия служб «одного окна» префектуры и управ районов по подготовке и выдаче документов в режиме «одного окна». Кроме того, в округе идет активная отработка схемы межведомственного электронного документооборота при реализации режима «одного окна».
Применение регламента взаимодействия префектуры, управ районов и Единого информационно-расчетного центра с использованием электронный средств показало реальную возможность для исключения заявителя из процесса подготовки промежуточных документов и сокращения сроков их предоставления для принятия решения.
Другим примером исключения заявителя из процесса получения промежуточного документа является взаимодействие префектуры с управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда. Одним из наиболее востребованных документов, за которым обращаются 32% заявителя, является копия ранее принятого распоряжения префекта. 57% заявителей – физических лиц обратившихся в префектуру за копией распоряжения префекта должны были представить данный документ в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда, в связи с предстоящей приватизацией.
Разработанные регламенты позволяют осуществить получение промежуточного документа, каким является копия распоряжения префекта, без участия заявителя. Регламент предусматривает использование для оптимизации этого процесса технологии электронного документооборота и средств электронно-цифровой подписи.
Также благодаря налаживанию взаимодействия управ с ГУП «Мосгоргеотрест» при оформлении разрешения на металлический тент удалось в двое уменьшить количество согласований.
Применение регламента взаимодействия префектуры, управ районов, Пенсионного фонда, Мосжилрегистрации, РУСЗН и Единого информационно-расчетного центра с использованием электронных средств при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформлении удостоверений многодетной семьи, свидетельств пенсионного страхования, показало реальную возможность исключения заявителя из процесса подготовки промежуточных документов и сокращения сроков их предоставления для принятия решения.
Какова дальнейшая стратегия развития электронного Зеленограда?
Это создание объединенных сервисов, которые могут быть реализованы как в электронном виде, так и в традиционной форме. В частности, направлением развития Интернет-ресурсов округа является реализация системы порталов Зеленограда. Цель проекта – создать информационное представительство Зеленограда в сети Интернет. В основе портала – единая точка входа и поиска необходимой информации – своеобразный «ЗелЯндекс».
Далее, мировая практика и опыт, накопленный в Зеленограде, показывают, что необходимо переходить от работы многих «окон» к действительно «одному окну» - созданию территориальных
Центров по обслуживанию граждан и юридических лиц. В качестве основной
задачи создания Центра следует выделить
организацию информационного взаимодействия с органами исполнительной власти и отраслевыми ведомствами по технологии «одного окна». Показателями эффективности центров должны являться сокращение административных издержек, расширение и облегчение доступа граждан к востребованной ими информации
,
повышение комфортность общения с властью.
На сегодняшний день в Правительстве Москвы закончена весьма трудоемкая работа – по каждому документу Единого реестра (а их более 300) выпущены постановления Правительства Москвы, определяющие регламенты подготовки и выдачи необходимых заявителю документов. Регламенты систематизировали требования, существующие в рамках действующего законодательства, но надо констатировать лишь незначительно упростили существующий порядок. Если раньше заявитель обращался со специалистами внутри организации, то теперь со службами «одного окна». Только в Зеленоградском округе создано 17 служб «одного окна».
В Зеленограде организационно такие центры могут быть созданы уже в ближайшее время на базе ЕИРЦ, имеющего отличную техническую оснащенность и инфраструктуру, в том числе сеть отделов приема населения и юридических лиц, центр обработки вызовов, принт-центр, систему видеонаблюдения, единые базы данных по населению, льготам, нанимателям и др. Как показал проведенный анализ документов Единого реестра, выданных в округе в 2005 году, ЕИРЦ выдал более 89% всех документов. Также в ЕИРЦ отработана технология обслуживания заявителей «без очередей», накоплен значительных опыт обмена данными с другими организациями. Положительные результаты такой работы уже имеются и перечислены выше.
Фактором, способствующим концентрации приема/выдачи документов в режиме «одного окна» на базе ЕИРЦ, также является отработанная в Зеленограде технология
электронного документооборота. Внедрение электронного документооборота в процессе согласования документов в режиме «одного окна» позволяет значительно сократить трудоемкость и время подготовки ответа для заявителя. Система электронного документооборота развивается в Зеленограде с 2003 года. В настоящее время система насчитывает 164 рабочих места, 129 из которых находятся в префектуре, 9 АРМ установлены в управе Матушкино-Савелки, 19 АРМ – в управе Панфиловского района, 7 АРМ в управе Крюково, и по 1-2 места в ДЕЗах, ГДЕЗ, АПУ, ДИГМ, Комитете рекламы. Система состоит из 10 модулей («одно окно», письма и прием граждан, факсы, распоряжения префекта, обращения через Интернет, распоряжения вышестоящих организаций и др.). Также реализован модуль мониторинга документооборота, который отслеживает в частности не открытие направленного поручения. За 2005 год введена в эксплуатацию технология
электронного «безбумажного» документооборота по модулям «Обращения через Интернет», «Распоряжения префекта», «Факсы», «Распорядительные документы». Реализован электронный документооборот между структурными подразделениями префектуры, префектурой и управами районов, ЕИРЦ, ДЖП и ЖФ. Входящие документы сканируются поточным методом. Модуль «Одного окна» интегрирован с аналогичными приложениями служб «одного окна» управ районов Матушкино-Савелки, Панфиловский, Крюково, СКиМОО. Это позволяет обеспечить прозрачность, контролируемость работы служб, оперативно консолидировать отчетность по управам районов и округу в целом. Также обеспечена интеграция с внешним терминалом тач-скрин и Интернет порталом
www.zelao.ru для доступа горожан к информации о состоянии подготовки документов по их обращениям и самостоятельной подготовки заявлений по регламентированным формам. Обеспечена функция автоматизированного контроля состояния исполнения, рассылки напоминаний о приближении срока исполнения, уведомления о поручениях.
Несмотря на высококлассное оборудование, имеющиеся возможности, отработанные регламенты и технологии по проведению электронных согласований, количество промежуточных согласований проведенных службами «одного окна» в общем их числе все еще незначительно. Главной проблемой реализации электронного документооборота в режиме «одного окна» продолжает оставаться отсутствие интеграции территориальных и отраслевых информационных систем и ресурсов, а также соответствующих ведомственных телекоммуникационных сетей. Следствием такой дезинтеграции является дублирование систем, отсутствие упорядоченных горизонтальных связей на территории. Ведомственные сети закрыты друг от друга, отсутствует единая среда электронного обмена документами. Такое положение снижает бюджетную эффективность использования информационных систем и повышает стоимость владения ими.
Указанная проблема должна быть решена в рамках реализации единого адресного пространства ведомственных сетей Москвы, создания метасистемы «Электронная Москва» и «Электронный округ».
Важнейшей проблемой реализации проекта «Электронный округ» в настоящее время является назначение или выбор организаций, которые будут выполнять функции оператора построенных информационных систем. Для Зеленограда – это острейшие вопросы эксплуатации ЕАСДКиУ, широкополосного телевидения, мультисервисной сети органов управления, СОБГ.
В конечном итоге должна выстроиться система взаимоотношений с организациями, участвующими в подготовке промежуточных документов, которая является универсальной и позволяет использовать ее при изменении нормативной базы, Единого реестра, передачи функций выдачи документов от одного держателя «одного окна» к другому.
Я надеюсь, что сегодняшнее обсуждение накопленного опыта дадут новый импульс для поисков путей оптимизации процесса создания «электронного округа», внедрения стратегии «одного окна», повышения комфортности проживания на территории.